История музея

История музея

Музей в разные периоды истории
Для навигации по истории музея можно использовать данную шкалу, нажимая на интересующие временные промежутки
Для навигации по истории музея можно использовать данную шкалу, нажимая на интересующие временные промежутки
Музей в разные периоды истории
1894 – 1901
1907 – 1914
1914 – 1930
1930 – 1940
1941 – 1945
1945 – 1990
2000 – наши дни

1894

А. К. Кузнецов и сотрудники в рабочем кабинете
А. К. Кузнецов (в центре) в рабочем кабинете. 1920-е гг.
Забайкальский краевой краеведческий музей имени Алексея Кирилловича Кузнецова – один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока. Музей начал свою историю в 1894 г. как Читинское отделение Приамурского филиала Императорского русского географического общества (ЧО ПО ИРГО).

Инициаторами создания музея стали подвижники краеведения Николай Васильевич Кирилов и Алексей Кириллович Кузнецов. Торжественное открытие музея состоялось 16 апреля 1895 г.
А. К. Кузнецов и сотрудники в рабочем кабинете
А. К. Кузнецов (в центре) в рабочем кабинете. 1920-е гг.
Забайкальский краевой краеведческий музей имени Алексея Кирилловича Кузнецова – один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока. Музей начал свою историю в 1894 г. как Читинское отделение Приамурского филиала Императорского русского географического общества (ЧО ПО ИРГО).

Инициаторами создания музея стали подвижники краеведения Николай Васильевич Кирилов и Алексей Кириллович Кузнецов. Торжественное открытие музея состоялось 16 апреля 1895 г.
Портрет Николая Васильевиа Кирилова
Портрет Алексея Кирилловича Кузнецова
Николай Васильевич Кирилов (1860 – 1921). Один из организаторов ЧО ПО ИРГО с музеем и библиотекой
Алексей Кириллович Кузнецов (1845 – 1928). Директор музея в 1894 – 1900, 1904 – 1905,
1913 – 1927 гг.
Алексей Кириллович стал первым директором Читинского музея. До этого, он, бывший каторжанин, уже имел опыт создания музея в Нерчинске.

В основу музея были положены до 8 тысяч предметов частных лиц, в основном принесенных в дар. Это были коллекции минералов, гербарии, чучела животных, предметы материальной и духовной культуры бурят, эвенков, русского населения, археологические находки, документы, фотографии, материалы, собранные во время полевых экскурсий и научных экспедиций. Все экспонаты впервые были публично представлены 14 июля 1894 года в мужской гимназии.
Алексей Кириллович стал первым директором Читинского музея. До этого, он, бывший каторжанин, уже имел опыт создания музея в Нерчинске.

В основу музея были положены до 8 тысяч предметов частных лиц, в основном принесенных в дар. Это были коллекции минералов, гербарии, чучела животных, предметы материальной и духовной культуры бурят, эвенков, русского населения, археологические находки, документы, фотографии, материалы, собранные во время полевых экскурсий и научных экспедиций. Все экспонаты впервые были публично представлены 14 июля 1894 года в мужской гимназии.
Здание мужской гимназии в Чите
Здание мужской гимназии – пространство, где впервые выставлялись коллекции Читинского музея.
Минералогические и этнографические коллекции музея были показаны на выставках в Нижнем Новгороде и Москве. Коллекции музея по этнографии были удостоены серебряной медали и Диплома на Всемирной выставке в Париже.
Здание мужской гимназии в Чите
Здание мужской гимназии – пространство, где впервые выставлялись коллекции Читинского музея.
Минералогические и этнографические коллекции музея были показаны на выставках в Нижнем Новгороде и Москве. Коллекции музея по этнографии были удостоены серебряной медали и Диплома на Всемирной выставке в Париже.
1894 –
1901

1894 – 1901

Здание Читинского музея в 1894-1901 гг
Здание, где Читинский музей располагался в 1894 – 1901 гг. Не сохранилось до наших дней.
Первоначально музей располагался в нескольких комнатах верхнего этажа деревянного здания пансиона детей-бурят, принадлежавшего мужской гимназии. Там невозможно было создать необходимые условия для хранения, научной обработки и демонстрации предметов. Затем его коллекции в 1901 – 1902 годах были перемещены в неприспособленные помещения, что привело к утрате многих предметов.
Здание Читинского музея в 1894-1901 гг
Здание, где Читинский музей располагался в 1894 – 1901 гг. Не сохранилось до наших дней.
Первоначально музей располагался в нескольких комнатах верхнего этажа деревянного здания пансиона детей-бурят, принадлежавшего мужской гимназии. Там невозможно было создать необходимые условия для хранения, научной обработки и демонстрации предметов. Затем его коллекции в 1901 – 1902 годах были перемещены в неприспособленные помещения, что привело к утрате многих предметов.
1907 –
1911

1907 – 1911

Район Старо-Базарной площади в Чите
Район Старо-Базарной площади, где в период 1907 – 1911 гг. находился Читинский музей.
В ноябре 1907 года остатки коллекции и имущество музея разместились в каменном здании «во втором этаже над магазинами» в районе Базарной площади. В новом здании музей был открыт для посетителей 3 февраля 1908 года. В конце 1911 года в здании произошел пожар. Коллекции музея «были свалены» под крышей того же здания.
Район Старо-Базарной площади в Чите
Район Старо-Базарной площади, где в период 1907 – 1911 гг. находился Читинский музей.
В ноябре 1907 года остатки коллекции и имущество музея разместились в каменном здании «во втором этаже над магазинами» в районе Базарной площади. В новом здании музей был открыт для посетителей 3 февраля 1908 года. В конце 1911 года в здании произошел пожар. Коллекции музея «были свалены» под крышей того же здания.

1913

В 1913 году богатейшее буддистское собрание предметов культа, которое располагалось в специально построенном здании музея-дацана, пострадало от пожара. Коллекции насчитывали более полутора тысяч предметов, в том числе из Тибета, Китая и Монголии. Дацан представлял собой небольшое здание с кирпичным оштукатуренным основанием и двухъярусной надстройкой из дерева. Его необычная архитектура и коллекции привлекали множество посетителей. По оценкам современников, уничтоженный дацан-музей, являлся самым богатым хранилищем предметов буддийского культа не только в России, но и за рубежом.
Проблема размещения коллекции музея вскоре была решена. Началось строительство специального здания для музея. Строительство лично курировал военный губернатор Забайкальской области Андрей Иванович Кияшко. Он утвердил проект здания, а затем, несмотря на то, что с началом Первой мировой войны в городе ощущалась нехватка финансов, настоял на выделении средств для завершения строительства. Строительство велось на углу улиц имени Пушкина и Бульварной, напротив мужской гимназии. Проект этого двухэтажного здания был выполнен архитектором И. Уткиным.
В 1913 году богатейшее буддистское собрание предметов культа, которое располагалось в специально построенном здании музея-дацана, пострадало от пожара. Коллекции насчитывали более полутора тысяч предметов, в том числе из Тибета, Китая и Монголии. Дацан представлял собой небольшое здание с кирпичным оштукатуренным основанием и двухъярусной надстройкой из дерева. Его необычная архитектура и коллекции привлекали множество посетителей. По оценкам современников, уничтоженный дацан-музей, являлся самым богатым хранилищем предметов буддийского культа не только в России, но и за рубежом.
Проблема размещения коллекции музея вскоре была решена. Началось строительство специального здания для музея. Строительство лично курировал военный губернатор Забайкальской области Андрей Иванович Кияшко. Он утвердил проект здания, а затем, несмотря на то, что с началом Первой мировой войны в городе ощущалась нехватка финансов, настоял на выделении средств для завершения строительства. Строительство велось на углу улиц имени Пушкина и Бульварной, напротив мужской гимназии. Проект этого двухэтажного здания был выполнен архитектором И. Уткиным.

1914

Здание Читинского музея 1914 г
Здание, где 9 ноября 1914 г. был открыт Читинский музей.
Наконец, 9 ноября 1914 года случилось радостное событие – музей впервые открыл новые залы для посетителей. Это музейное здание считалось одним из лучших в Сибири. Прилегающая к нему территория была отведена под устройство ботанического сада.
Здание Читинского музея 1914 г
Здание, где 9 ноября 1914 г. был открыт Читинский музей.
Наконец, 9 ноября 1914 года случилось радостное событие – музей впервые открыл новые залы для посетителей. Это музейное здание считалось одним из лучших в Сибири. Прилегающая к нему территория была отведена под устройство ботанического сада.
1914 –
1930

1914 – 1930

В годы Первой мировой и Гражданской войн музей продолжал свою деятельность. Сюда поступали коллекции ликвидированных учреждений. Так, в 1918 году в Читинский музей были переданы коллекции Общества изучения забайкальского казачества. В мирных условиях Дальневосточной республики музеи были объявлены общегосударственным достоянием. Деятельность Читинского музея активизировалась. Правительство ДВР, отметив выдающиеся заслуги ученого и просветителя А.К. Кузнецова в 1921 году присвоило Читинскому краеведческому музею его имя.
В музее проводились краеведческие конференции, продолжалась выставочная деятельность, изучались памятники истории, связанные прежде всего с революционными событиями, в том числе с историей политической каторги. В 1925 году был открыт отдел революции, в котором экспонировался материал по истории революционного движения в России и Забайкалье. При музее действовали отдел РГО, экспериментальный садовый участок в поселке Атамановка, Кружок друзей музея, Забайкальское общество любителей астрономии. На оборудованной астрономическими приборами крыше музея действовала любительская обсерватория, которая дважды в неделю принимала желающих полюбоваться звездным небом.
В годы Первой мировой и Гражданской войн музей продолжал свою деятельность. Сюда поступали коллекции ликвидированных учреждений. Так, в 1918 году в Читинский музей были переданы коллекции Общества изучения забайкальского казачества. В мирных условиях Дальневосточной республики музеи были объявлены общегосударственным достоянием. Деятельность Читинского музея активизировалась. Правительство ДВР, отметив выдающиеся заслуги ученого и просветителя А.К. Кузнецова в 1921 году присвоило Читинскому краеведческому музею его имя.
В музее проводились краеведческие конференции, продолжалась выставочная деятельность, изучались памятники истории, связанные прежде всего с революционными событиями, в том числе с историей политической каторги. В 1925 году был открыт отдел революции, в котором экспонировался материал по истории революционного движения в России и Забайкалье. При музее действовали отдел РГО, экспериментальный садовый участок в поселке Атамановка, Кружок друзей музея, Забайкальское общество любителей астрономии. На оборудованной астрономическими приборами крыше музея действовала любительская обсерватория, которая дважды в неделю принимала желающих полюбоваться звездным небом.
Сотрудники Читинского музея
Члены забайкальского общества любителей астрономии
Сотрудники Читинского музея. 1923 – 1924 гг. Сидят: И.А. Софронов, А.В. Харчевников, А.К. Кузнецов, И.П. Малков, М.Я. Попов. Стоят: В.В. Мальков, В.М. Дементьева, В.Ф. Аверин.
Забайкальское общество любителей астрономии (ЗОЛА), основанное в 1922 г. Первый слева – сотрудник музея М.И. Союзов.
Сотрудники Читинского музея
Сотрудники Читинского музея. 1923 – 1924 гг. Сидят: И.А. Софронов, А.В. Харчевников, А.К. Кузнецов, И.П. Малков, М.Я. Попов. Стоят: В.В. Мальков, В.М. Дементьева, В.Ф. Аверин.
Члены забайкальского общества любителей астрономии
Забайкальское общество любителей астрономии (ЗОЛА), основанное в 1922 г. Первый слева – сотрудник музея М.И. Союзов.
1930 –
1940

1930 – 1940

Коллектив музея
На фотографии коллектив музея, 1931 г. Слева направо в среднем ряду: Бойцова (практикант), Шаповалов (кочегар), Бочарова (зам. директора), П.А. Окунцов, Мосягина (счетовод), А.Н. Добромыслов. В первом ряду сидит: К.В. Болотов.
Большой урон музейному делу нанесли разгром краеведческого движения в конце 1920-х, репрессии 1930-х годов, в результате которых музей остался без опытных научных кадров. Был уволен А. В. Харчевников, по ложному обвинению арестованы и погибли А. Н. Добромыслов, М. И. Союзов, прошли тюрьмы и лагеря В. И. Союзов, В. П. Гирченко, И. А. Софронов, Л. Я. Орлов, Н. С. Тяжелов.
Коллектив музея
На фотографии коллектив музея, 1931 г. Слева направо в среднем ряду: Бойцова (практикант), Шаповалов (кочегар), Бочарова (зам. директора), П.А. Окунцов, Мосягина (счетовод), А.Н. Добромыслов. В первом ряду сидит: К.В. Болотов.
Большой урон музейному делу нанесли разгром краеведческого движения в конце 1920-х, репрессии 1930-х годов, в результате которых музей остался без опытных научных кадров. Был уволен А. В. Харчевников, по ложному обвинению арестованы и погибли А. Н. Добромыслов, М. И. Союзов, прошли тюрьмы и лагеря В. И. Союзов, В. П. Гирченко, И. А. Софронов, Л. Я. Орлов, Н. С. Тяжелов.
В конце 1930-х годов на первом этаже музейного здания расположилась экспозиция отдела природы, где демонстрировались гербарии, чучела зверей и птиц, образцы минералов. Экспозиция отдела истории занимала часть верхнего этажа. Там были представлены предметы археологии, культа и быта местных народов, материалы, отражающие историю каторги и ссылки. Эта структура экспозиции отчасти сохраняется по сей день.
Особую ценность представляли гербарии, коллекции по зоологии, фото-негативы, предметы искусства. В библиотеке насчитывалось 19727 книг и журналов, среди которых были редкие издания XVII – XVIII в. В музее также работала столярная мастерская. Вокруг здания располагался сад с местными сортами яблонь, персиков, акаций, сирени, тополями.
В конце 1930-х годов на первом этаже музейного здания расположилась экспозиция отдела природы, где демонстрировались гербарии, чучела зверей и птиц, образцы минералов. Экспозиция отдела истории занимала часть верхнего этажа. Там были представлены предметы археологии, культа и быта местных народов, материалы, отражающие историю каторги и ссылки. Эта структура экспозиции отчасти сохраняется по сей день.
Особую ценность представляли гербарии, коллекции по зоологии, фото-негативы, предметы искусства. В библиотеке насчитывалось 19727 книг и журналов, среди которых были редкие издания XVII – XVIII в. В музее также работала столярная мастерская. Вокруг здания располагался сад с местными сортами яблонь, персиков, акаций, сирени, тополями.
1941 –
1945

1941 – 1945

В 1941 году музей получил статус областного краеведческого. В годы Великой Отечественной войны ассигнования на содержание музея были значительно сокращены, тем не менее музей сохранил свой статус и не был превращен в эвакогоспиталь. В те годы в музее устраивались выставки, преимущественно патриотической направленности.
В 1942 году материалы для выставки, рассказывающие боевую историю России и героическую борьбу с фашистской Германией, доставила делегация трудящихся Читинской области, которая ездила на фронт с подарками бойцам Красной Армии.
В 1941 году музей получил статус областного краеведческого. В годы Великой Отечественной войны ассигнования на содержание музея были значительно сокращены, тем не менее музей сохранил свой статус и не был превращен в эвакогоспиталь. В те годы в музее устраивались выставки, преимущественно патриотической направленности.
В 1942 году материалы для выставки, рассказывающие боевую историю России и героическую борьбу с фашистской Германией, доставила делегация трудящихся Читинской области, которая ездила на фронт с подарками бойцам Красной Армии.
1945 –
1990

1945 – 1990

Картина с двумя женщинами в золотой рамке
В.В. Верещагин. Женщины племени солонов. Холст, масло. 1869 – 1870 гг. В 1932 году работа была передана в музей Государственной Третьяковской галереей. В 1958 году картина выставлялась на юбилейной выставке в Москве, затем в Ленинграде.
В послевоенный период деятельность музея определялась, в первую очередь, партийными решениями по идеологическим вопросам. Была налажена работа передвижного музея, который представлял экспозицию «Край, в котором ты живешь».

В 1970–1980 годы в рамках активного музейного обмена здесь экспонировались выставки из Музея революции Москвы, Государственного Эрмитажа, Музея этнографии народов СССР, Государственного исторического музея, Ангарского музея часов, Якутского республиканского краеведческого музея.
Картина с двумя женщинами в золотой рамке
В.В. Верещагин. Женщины племени солонов. Холст, масло. 1869 – 1870 гг. В 1932 году работа была передана в музей Государственной Третьяковской галереей. В 1958 году картина выставлялась на юбилейной выставке в Москве, затем в Ленинграде.
В послевоенный период деятельность музея определялась, в первую очередь, партийными решениями по идеологическим вопросам. Была налажена работа передвижного музея, который представлял экспозицию «Край, в котором ты живешь».

В 1970–1980 годы в рамках активного музейного обмена здесь экспонировались выставки из Музея революции Москвы, Государственного Эрмитажа, Музея этнографии народов СССР, Государственного исторического музея, Ангарского музея часов, Якутского республиканского краеведческого музея.
Портрет Е.И. Павлова
Экспозиция с представителями животного мира Забайкалья
Е. И. Павлов
Экспозиция «Календарь природы», созданная Е.И. Павловым.
Евгений Иванович Павлов, возглавлявший вплоть до 1972 года отдел природы, создал уникальные экспозиции, которые считались лучшими среди музеев Сибири и Дальнего Востока. Совершив многочисленные экспедиции по Забайкалью, им были сформированы такие коллекции как: «Гербарий флоры Читинской области», «Птицы Забайкалья», а также энтомологические и геологические коллекции. Также Е.И. Павлов на территории края открыл 47 видов растений, написал книгу «Записки натуралиста», чем внес большой вклад в изучение флоры и фауны.
Евгений Иванович Павлов, возглавлявший вплоть до 1972 года отдел природы, создал уникальные экспозиции, которые считались лучшими среди музеев Сибири и Дальнего Востока. Совершив многочисленные экспедиции по Забайкалью, им были сформированы такие коллекции как: «Гербарий флоры Читинской области», «Птицы Забайкалья», а также энтомологические и геологические коллекции. Также Е.И. Павлов на территории края открыл 47 видов растений, написал книгу «Записки натуралиста», чем внес большой вклад в изучение флоры и фауны.
Две серебряных чаши с резным узором
Серебряная чаша из монгольского захоронения на г. Окошки. XIV в.
В послевоенные годы активно развивалось археологическое направление. В результате исследований в музей поступили коллекции монгольских памятников: элементы керамического декора Кондуйского дворца и уникальные предметы погребения, найденного близ Хирхиринского городища; предметы раскопанных могильников эпохи бронзы – железа.
Две серебряных чаши с резным узором
Серебряная чаша из монгольского захоронения на г. Окошки. XIV в.
В послевоенные годы активно развивалось археологическое направление. В результате исследований в музей поступили коллекции монгольских памятников: элементы керамического декора Кондуйского дворца и уникальные предметы погребения, найденного близ Хирхиринского городища; предметы раскопанных могильников эпохи бронзы – железа.
Сотрудниками музея в результате многочисленных экспедиций и командировок были изучены и собраны предметы быта русского и бурятского населения, вещи, фотографии и документы времен Первой русской революции, Гражданской войны, периода индустриализации и коллективизации, в том числе материалы, рассказывающие о работе промышленных предприятий, колхозов и совхозов времен довоенных и послевоенных пятилеток.
В 70 – 80е годы сотрудники музея разработали новые экспозиции по геологии мемориального музея в с. Александровский Завод, краеведческих музеев в Приаргунске, Нерчинском Заводе, Газимурском Заводе, Новой Чаре.
Сотрудниками музея в результате многочисленных экспедиций и командировок были изучены и собраны предметы быта русского и бурятского населения, вещи, фотографии и документы времен Первой русской революции, Гражданской войны, периода индустриализации и коллективизации, в том числе материалы, рассказывающие о работе промышленных предприятий, колхозов и совхозов времен довоенных и послевоенных пятилеток.
В 70 – 80е годы сотрудники музея разработали новые экспозиции по геологии мемориального музея в с. Александровский Завод, краеведческих музеев в Приаргунске, Нерчинском Заводе, Газимурском Заводе, Новой Чаре.
Сотрудницы на фоне Музея декабристов
Здание Музея декабристов
Сотрудники Музея декабристов. 1980-е гг.
Музей декабристов. 2020 г.
В 1985 году произошло торжественное открытие Музея декабристов (Церковь декабристов), работа по созданию которого велась с конца 1970-х годов. Этот музей, являющийся частью Читинского Забайкальского краевого краеведческого музея, стал визитной карточкой города. В экспозицию входит более 870 предметов, принадлежавших декабристам.
В 1985 году произошло торжественное открытие Музея декабристов (Церковь декабристов), работа по созданию которого велась с конца 1970-х годов. Этот музей, являющийся частью Читинского Забайкальского краевого краеведческого музея, стал визитной карточкой города. В экспозицию входит более 870 предметов, принадлежавших декабристам.

2000 – наши дни

В период с 1988 по 1999 гг. здание Читинского областного краеведческого музея находилось на реставрации. Открывшееся после реставрации в июне 2001 года, музейное здание занимает экспозиционно-выставочную площадь более 1000 кв. м. Коллекция музея к тому времени насчитывала более 180 тыс. единиц хранения. Были разработаны экспозиции, рассказывающие о природе и истории Забайкалья, в частности: «Древнейшая история Забайкалья», «Народы Забайкалья: встреча цивилизаций», «От Транссиба до БАМа. XX век». При поддержке и непосредственном участии сотрудников краеведческого музея в настоящий момент создано до 10 новых музеев, а также проведена авторская реэкспозиция 8 муниципальных и ведомственных музеев.
Музей, который в 2007 году сменил название на Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова, располагает уникальными коллекциями, характеризующими историю, культуру и природу Забайкалья. В настоящее время его основной фонд насчитывает более 16 тысяч предметов. Интересны нумизматическая коллекция; коллекции этнографии эвенков, бурят, семейских, шаманизма и буддизма. Художественная коллекция представлена живописными полотнами, изделиями из фарфора (Китай, Япония, Германия, Россия), скульптурой, предметами декоративно-прикладного искусства.
В период с 1988 по 1999 гг. здание Читинского областного краеведческого музея находилось на реставрации. Открывшееся после реставрации в июне 2001 года, музейное здание занимает экспозиционно-выставочную площадь более 1000 кв. м. Коллекция музея к тому времени насчитывала более 180 тыс. единиц хранения. Были разработаны экспозиции, рассказывающие о природе и истории Забайкалья, в частности: «Древнейшая история Забайкалья», «Народы Забайкалья: встреча цивилизаций», «От Транссиба до БАМа. XX век». При поддержке и непосредственном участии сотрудников краеведческого музея в настоящий момент создано до 10 новых музеев, а также проведена авторская реэкспозиция 8 муниципальных и ведомственных музеев.
Музей, который в 2007 году сменил название на Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова, располагает уникальными коллекциями, характеризующими историю, культуру и природу Забайкалья. В настоящее время его основной фонд насчитывает более 16 тысяч предметов. Интересны нумизматическая коллекция; коллекции этнографии эвенков, бурят, семейских, шаманизма и буддизма. Художественная коллекция представлена живописными полотнами, изделиями из фарфора (Китай, Япония, Германия, Россия), скульптурой, предметами декоративно-прикладного искусства.
Здание Забайкальского краевого краеведческого музея
Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова
Здание Забайкальского краевого краеведческого музея
Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова